Юбилей Елены Амосовой (Новокузнецк)

Выпуск № 7-137/2011, Юбилей

Юбилей Елены Амосовой (Новокузнецк)
Елена Амосова (Ходоренко) - актриса Новокузнецкого театра драмы, лауреат многих театральных премий, в том числе премии Кузбасса (2010 год). Еще в 2001 г. в Новосибирске ей была вручена премия имени В.П.Редлих в номинации «Лучшая женская роль».
Красота драматической актрисы - явление не простое. Да и не частое. Принято считать: либо талант, либо красота. Если актриса по-настоящему красива, требования к ее одаренности уже не столь максимальны. Даже на мировой сцене сочетать талант и красоту удавалось лишь очень немногим. Татьяна Доронина недаром отклонила вопрос о сходстве с Мерилин Монро мягким замечанием о том, что, в отличие от этой секс-богини, у нее другая профессия.
В недавнем спектакле Новокузнецкого театра драмы «Старший сын» есть эпизод, где Елене Анатольевне по роли приходится являть собою Девушку с кувшином, несколько долгих минут неподвижно сидящую на авансцене. В это время на основной площадке происходят важные события, но зрителя они мало задевают. Весь драматизм происходящего сосредоточен в облике этой неподражаемой Девушки с кувшином, и все зрительское внимание отдано ей - живой метафоре времени и женственности, поданной с безошибочным эстетическим чутьем.
Впрочем, взгляды к себе она неизменно приковывает в любой роли. Происходит это без видимых усилий с ее стороны. А какой труд и пот, какие сомнения и мучения за этим скрываются, зрителю знать нет надобности. Актриса в этом театре уже более 20 лет, но до сих пор не было и нет здесь Снегурочки роскошней, чем она. И это своего рода показатель. О своей профессии она говорит так: «Надо помнить неписаные законы театра, знать цель и не быть красивой пустышкой, а читать и размышлять. И всю жизнь доказывать себе и всему миру, что ты заняла это место не просто так. Оно твое».
Ее работы отличаются глубиной, эффектностью и жанровым многообразием. И всякий раз актрисе удается не только по-новому раскрыть себя, свою актерскую индивидуальность, но и сегодняшнее время, замысел автора, позицию режиссера. Каждая новая роль словно лучом прожектора неожиданно высвечивает новую грань ее дарования. Актриса играет колоритно, сочно, с отличительной для нее способностью и к масштабному полотну, и к подробному рисунку. Ее легендарная Катарина в «Укрощении строптивой» была сыграна более 150 раз и принесла актрисе настоящую популярность. Сложной и неотразимой была ее Аделаида в «Школе семейной жизни» Бальзака. В пластическом спектакле «Муха-цокотуха» актриса несколько лет подряд с успехом танцевала заглавную роль, когда ей было уж никак не 20 лет. И всякий раз она удивляла зрителей своей способностью к импровизации, пластичностью и грацией, умением создавать содержательные образы и танцевать сложные хореографические партии. Когда актриса занята в комедии, зрительный зал погружается в смеховую стихию («Гарнир по-французски», «Здравствуйте, я Ваша теща»). Незабываема, исполнена высочайшего трагизма сложнейшая роль Грю в драме «Сон об осени» Юна Фоссе в ее исполнении. В этом же спектакле актриса блестяще проявляется как мастер символических обобщений, соединяя в финальном аккорде своей роли облик неумолимой Парки, богини судьбы, и Женщины в белом, продолжательницы рода.
Сцена - это несомненное призвание Елены Амосовой. Она работает удивительно вдохновенно, со щедрой и безоглядной самоотдачей, словно боясь, что упустит нечто судьбоносное. И, как все истинные люди театра, без работы она мрачнеет, нервничает, портится ее характер, уже не так сияет ее красота. В работе над ролью звезды Бродвея Хелен («Пули над Бродвеем») актриса выражает свой жизненный выбор, свой символ веры - фанатичную любовь к театру и стойкость в преодолении жизненных обстоятельств.
Блеск и мастерство, труд и талант актрисы, вероятно, и есть тот самый «огонь, мерцающий в сосуде», о котором писал поэт.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.